Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Дмитрий Новиков в "Советской России": Хосе Марти и смыслы истории

Имя Хосе Марти хорошо знакомо тем, кто когда-либо проявлял устойчивый интерес к истории Латинской Америки. Широкому же читателю известен лишь скромный набор фактов. Чаще всего вам скажут, что Марти – это поэт, который встал на путь борьбы за независимость Кубы и которого особо почитают на родине со времен победы революции во главе с Фиделем Кастро.

Новиков Дмитрий Георгиевич
Заместитель Председателя ЦК КПРФ
Новиков
Дмитрий
Георгиевич
Заместитель Председателя ЦК КПРФ
Персональная страница

Нужно признать, что множество новостей из Латинской Америки в России освещают лишь фрагментарно. СМИ заполнены сообщениями из США и Европы. Куда реже в центре внимания оказывается Азия. Еще реже появляется информация о жизни стран Латинской Америки и Африки. Согласитесь, все это не лучшим образом сочетается с антиколониальной линией России на международной арене.

Латинская Америка – важная часть того мирового большинства, о котором теперь говорят всё чаше. Жизнь народов Центральной и Южной Америки, Карибского бассейна пестрит событиями. Совсем недавно мне довелось убедиться в этом, когда в Гаване проходила VI Международная конференция «За равновесие в мире». Она проводилась под лозунгом: «Со всеми и для блага всех». Участие в ней приняли свыше 1300 иностранных гостей из 96 стран мира.  

Конференция является ежегодной. Она традиционно приурочена к дню рождения Хосе Марти. И это не просто символический жест. Значение идей легендарного героя Кубы – предмет внимательного исследования участников представительного форума: ученых, политиков, общественных деятелей.  

Оргкомитет конференции также является международным. Работает он в постоянном режиме. Под его эгидой реализуются различные инициативы в странах Азии, Африки, Европы и, конечно, Америки. Деятельность участников координируется в рамках проекта «Международная солидарность».

В эти дни исполняется 130 лет событиям, сыгравшим особую роль в судьбе Хосе Марти и в истории Кубы. 24 февраля 1895 года стало днем начала восстания в стране, находившейся тогда под властью Испании. Выступление патриотических сил знаменовало собой развертывание национально-революционной войны 1895–1898 годов. Результатом борьбы стало появление Кубинского государства.

Маяки справедливого мира

Революции, как утверждал Карл Маркс, – локомотивы истории. Они вносят обновление в жизнь людей, обеспечивают прогресс человечества. Их свершения помогают обществу не застояться, не загнить, не разрушиться.

Революция не возникает случайно. Ее подготавливают противоречия, которые накапливались десятилетиями. Предтечей решительных перемен становится череда классовых битв – необязательно победоносных для трудящихся. И, конечно же, революции не происходят без самоотверженности целых поколений героев. Делу освобождения народа они отдают свою энергию, волю, таланты, а нередко и саму жизнь.

В этой логике развивалась и российская история. В декабре текущего года исполнится 200 лет восстанию декабристов. С этого события В.И. Ленин начинал отсчет трех этапов русского революционного движения. Их итогом стала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Программа КПРФ определяет: «Российская история полностью подтверждает взгляд на роль революций как локомотивов истории. Без крестьянских войн С.Т. Разина и Е.И. Пугачева, идей А.Н. Радищева, восстания декабристов, самоотверженных усилий А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского не исчезло бы крепостное право. Без борьбы революционных сил не рухнул бы царизм. Без деятельности В.И. Ленина и возглавляемой им большевистской партии не был бы осуществлен прорыв человечества к принципиально иному общественному строю».

Вслед за победой Великого Октября для народов Земли зажглись новые маяки. Их свет ярко прорезал вековой мрак угнетения. Победы революционных движений в России, Китае, Вьетнаме, на Кубе изменили наш мир. Они сыграли выдающуюся роль в крушении колониальных империй и продемонстрировали: иной мир – мир социализма – возможен.

130 лет назад Куба была не просто соседкой США. Магнаты соседней империи, сменив испанских колонизаторов, делали из острова собственную колонию. Они распоряжались здесь как у себя дома. Кубинские правительства лишь исполняли роль марионеток.

В 1959 году революция вырвала страну из рук Вашингтона. Эту потерю империалисты не простили. С тех самых пор небольшая страна выдерживает постоянную агрессию соседней империи. Куба отбила вторжение в заливе Свиней и пережила сотни покушений на Фиделя Кастро. Она противостояла растущему числу санкций, но блокада ужесточалась.

Тяжелым ударом для Кубы стало разрушение СССР и СЭВ. Горбачевско-ельцинское предательство оставило Гавану один на один с безжалостным врагом. Но и под этим ударом революция выстояла. А ведь Запад обещал «режиму Кастро» скорое падение.

Куба держится. Гавана стойко противостоит санкциям Вашингтона, который придумал список стран-спонсоров терроризма и упорно включает в него Остров Свободы. Да, кубинцам очень непросто. И все-таки ее народ не поддается политике блокады, провокаций и шантажа.

Кубинская революция продолжает нести идеи суверенного развития и общественного прогресса, человеческого достоинства и освобождения от капиталистического варварства. По всему миру есть те, кто гордится этим примером. Чуть более месяца назад в Гаване мыслями на эту тему делились участники VI Международной конференции «За равновесие в мире». Ее участниками были гости из Индии и Италии, Венесуэлы и Южной Кореи, Венгрии и Испании, Боливии и Лаоса и многих других стран.

В чем же он – секрет кубинской стойкости? А он в том, что убежденность революционеров вершит чудеса. Фидель Кастро говорил так: «Я начинал революцию, имея за собой 82 человека. Если бы мне пришлось повторить это, мне бы хватило пятнадцати или даже десяти. Десять человек и абсолютная вера. Неважно, сколько вас. Важно верить и важно иметь четкий план. Победа – это упорство».

Имена героев Кубинской революции известны. Это Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос, их соратники. Все они вдохновлялись историей борьбы за свободу. Их наполняли идеи и опыт предшественников, а сами они творчески обогащали революционное движение.

Когда колонны «барбудос» победно входили в Гавану в первый день 1959 года, за их спинами незримо стояли фигуры Хосе Марти, Антонио Масео, Максимо Гомеса и других «либертадоров» – освободителей. На Кубе об этом хорошо помнят. Порукой тому – ежегодная манифестация кубинской молодежи, которая проходит по центру Гаваны 28 января – в день рождения Хосе Марти.

Эту масштабную демонстрацию готовят студенческие и молодежные организации. Но я видел, как охотно присоединяются к ней представители других поколений. Шествие открывает митинг с участием кубинских лидеров. В этом году ими были президент страны Мигель Диас-Канель Бермудес и его предшественник Рауль Кастро.

Незримая связь поколений борцов за свободу неразрывна. В июле 1953 года, перед штурмом казарм Монкада, Фидель Кастро сказал товарищам: «Если завтра мы победим, скоро осуществится то, о чем мечтал Марти, если окажемся побежденными… выйдут новые люди, готовые поднять знамя и идти вперед, готовые умереть за Родину».

Шаги к свободе

Итак, 24 февраля 1895 года – особая дата в истории Кубы. В этот день 130 лет назад началось восстание, переросшее в трехлетнюю национально-революционную войну. По ее результатам было создано Кубинское государство. События тех лет имели свои глубокие корни.

В годы колониального владычества Испании атмосферу кубинской жизни пронизывало стремление к свободе. Борьба прошла в несколько этапов. История сохранила имена индейских вождей Атуэя и Гуамы, поднявших соплеменников на борьбу с захватчиками. Это было в начале XVI века.

В течение короткого времени индейское население было истреблено. Для работы на плантациях колонизаторы стали ввозить негров-рабов. Их доля в населении острова быстро увеличивалась. С конца XVIII до конца XIX века она выросла с 25 до 54 процентов.

Куба долго оставалась оплотом испанской короны. Здесь находились войска, присланные Мадридом. Отсюда отряды колонизаторов направлялись в другие земли. Когда народы Латинской Америки развернули борьбу за свободу, на Кубу бежало немало помещиков из этих стран. Опасаясь восстания рабов, они хранили верность монархии. Указом короля Испании Фердинанда VII Куба получила название «неизменно верного острова».

Недовольство, однако, нарастало. Оно выражалось в заговорах и деятельности тайных обществ. Одно из них возглавил негр Хосе Антонио Апонте. Восстание готовилось под лозунгами независимости и отмены рабства. Расправа колонизаторов была жестокой. Руководителей заговора казнили. Подобная судьба постигла тайные организации во главе с Хоакином Инфанте, Хосе Франсиско Лемусом, Франсиско Агуэро Веласко и другими.

В 1830–40-х годах Куба переживает новый этап освободительного движения. Руководили им выходцы из числа помещиков-рабовладельцев. Их отваги хватало лишь на просьбы об умеренных реформах. В пику испанскому владычеству в этой среде высказывались даже идеи о присоединении Кубы к США. Прогрессивное крыло с этим не соглашалось. «Жить иностранцем на своей родине было бы для меня самой страшной жертвой», – делился чувствами Хосе Антонио Сако.

Испания же усиливала эксплуатацию. В 1867 году были введены новые налоги. Несогласных подвергли репрессиям. В ответ вспыхнуло восстание. Оно вылилось в Десятилетнюю войну за независимость. Лидером восставших стал адвокат Карлос Мануэль де Сеспедес. Он освободил своих рабов и возглавил отряд в провинции Орьенте. «Независимость или смерть! Да здравствует свободная Куба!» – звучали лозунги восставших.

За считаные месяцы восточная часть острова оказалась в руках повстанцев. В апреле 1869 года они созвали учредительную ассамблею, принявшую первую конституцию. Куба провозглашалась независимой республикой. Рабство отменялось. Все жители объявлялись свободными.

В рядах восставших довольно быстро выявились разногласия. Командующие войсками партизан Максимо Гомес и Антонио Масео предлагали двигаться в западную часть острова и обеспечить полную победу. Другие руководители из числа помещиков склонялись к компромиссу с Испанией.

Война продолжалась еще несколько лет и закончилась подписанием Санхонского пакта. Куба добилась расширения права в муниципальном управлении и судопроизводстве. Объявлялась всеобщая амнистия. Проводилась частичная отмена рабства.

Коренные противоречия разрешены при этом не были. Испания консервировала феодальные отношения на острове, сохраняя господство монокультуры – сахарного тростника. Политика метрополии приносила выгоды испанским помещикам и предпринимателям, сбывавшим по высоким ценам сельхозтовары и промышленные изделия. Торговля самих кубинцев с иностранцами облагалась высокими пошлинами.

Получая большие прибыли, колониальная администрация не вкладывала их в развитие Кубы. Огромные суммы отправлялись в метрополию, тратились на нужды управления и содержание армейского контингента. Цепко держась за свою «Антильскую жемчужину», Испания имела здесь до 200 тысяч солдат. Составляя всего 8 процентов населения Кубы, испанцы владели 90 процентами ее богатств. Кубинцы почти не имели права занимать государственные посты. Метрополия строго контролировала всю экономическую жизнь.

Кубинские патриоты готовились к новой войне за независимость. Стать их вождем было суждено Хосе Марти. Замечательный поэт, блестящий публицист, он вошел в историю, прежде всего, как революционер, как страстный борец за освобождение Родины.

Многовековое стремление Кубы к независимости воплотилось в ее гордом имени – Остров Свободы. Заслуга Марти в этом огромна. На самой Кубе его с любовью называют апостолом независимости.

Апостол независимости

Хосе Марти родился 28 января 1858 года в бедной семье младшего офицера испанской армии. Неприятие любых форм угнетения проявилось у него уже в раннем возрасте. Его детство и юность пришлись на время Десятилетней войны. «Сбылась моя мечта… Воспрянул мой народ, народ моей страны, народ любимой Кубы», – писал Марти в школьном рукописном журнале, когда начались бурные события.

«Человек с детства должен задумываться обо всем, что он видит, страдать от нечестности, бороться с ложью и должен быть честен прежде всего перед самим собой» – эти слова Хосе Марти ярко характеризуют мировоззрение автора. Судьба революционера была предопределена.

В возрасте пятнадцати лет Марти опубликовал несколько поэм, центральная тема которых – борьба за свободу. Вскоре он основал народно-патриотическую газету «La patria libre» («Свободная Родина»). Затем появляется драма в стихах «Абдала». Ее главный герой – нубийский вождь Абдала – ценой своей жизни освободил отечество от иностранных поработителей. Этим произведением поэт предвосхитил собственный путь, сделал важный шаг к превращению в кубинского «либертадора».

Драма «Абдала» принесла Марти славу, но навлекла гнев колонизаторов. Автора приговорили к каторжным работам в каменоломнях. Затем его выслали в Испанию. Начались годы скитаний. Они закалили Хосе Марти, расширили его кругозор, позволили глубже понять окружающий мир. Юноша увидел, что несправедливость имеет международный характер. А если так, то и борьба за свободу не должна иметь местечковый характер.

Находясь в Испании, Марти учится в Мадридском и Сарагосском университетах. Он блестяще оканчивает два факультета: права и философско-филологический. Но борьба за свободу родной Кубы влечет его сильнее всего. Он едет в Мексику. Затем живет в Гватемале и Венесуэле. Наконец, на долгих пятнадцать лет он поселяется в США.

В Соединенных Штатах Хосе Марти преподает, пишет, переводит. Его стихотворения эмоциональны и мелодичны. Еще при жизни поэт становится признанным классиком. В одном из стихотворений он говорит:

Мой стих – отрада для отваги;

Короткий, искренний, простой,

Сродни он крепкой стали той,

Которая идет на шпаги.

Труд поэта не приносит Марти богатства. Но у него и нет такой цели. У кубинского патриота другая страсть – освобождение Родины. Поэт никогда не был сторонником «чистого искусства». В творчестве он видел средство достижения идеалов и утверждал: «Литература должна отражать характер народа».

Хосе Марти поддерживает устойчивые контакты с единомышленниками на родине. Его выступления звучат на собраниях кубинских эмигрантов. В своих статьях он решительно клеймит политику Испании.

Патриотизм Марти не противоречил идеалам дружбы народов. Напротив, он выступает за объединение народов в борьбе с внутренними и внешними угнетателями. Одним из первых поэт проповедует идеи латиноамериканской солидарности. К политике национального эгоизма он был непримирим. Как и ранее Симон Боливар, Марти рассматривал Кубу как часть континента, а кубинцев как членов семьи народов Латинской Америки с общей судьбой.

В статьях и книгах Марти появляется концепция «Нашей Америки». Пережив автора, она шагнет и в XXI столетие. Сегодня она продолжает вдохновлять борцов с империализмом. В январе это подтвердила международная встреча в Гаване. Она показала, сколь востребована концепция «Нашей Америки» в общественной жизни огромного региона. О ней не раз говорили участники форума из латиноамериканских стран.

Логика Марти хорошо видна в его размышлениях: «Народам, не знающим друг друга, пора познакомиться, ибо им предстоит сражаться плечом к плечу… Мы должны идти вперед сомкнутыми рядами, монолитными, как серебро в недрах Анд… Кто может больше гордиться своей родиной, чем мы, граждане многострадальных американских республик, поднявшихся среди безмолвных масс индейцев, в шуме битвы между книгой и кадилом, на окровавленных плечах сотни апостолов? Никогда еще в истории в такой короткий срок из столь неоднородных элементов не создавались такие передовые и сплоченные нации».

«Я – сын Америки: ей всем я обязан. Америка – это родина, развитию, обновлению и немедленному укреплению которой я посвящаю свою жизнь», – утверждал Марти. В 1892 году из разрозненных эмигрантских организаций он сумел создать Кубинскую революционную партию. Ее роль в подготовке национально-освободительного восстания стала решающей. Программа партии включала ликвидацию расовой дискриминации, равноправие граждан и другие демократические преобразования. Предусматривалась аграрная реформа, включавшая конфискацию у помещиков невозделанной земли.

Хосе Марти понимал, что юридическая независимость от метрополии еще не несет настоящей свободы. Для ее достижения необходимо социально-экономическое освобождение. А оно требует вовлечения в революцию широких слоев трудящихся всех национальностей.

Марти разоблачает иллюзии тех, кто в деле освобождения Кубы питал надежды на США. Зная внутреннюю жизнь этой страны, он с симпатией говорил об американском народе. Но ему глубоко претили дух наживы и корыстолюбие, которые культивировались в обществе.

Марти видел, как население США накачивают шовинистическими настроениями, чтобы оправдать захватнические планы правящих кругов. Он был возмущен наглостью, с которой крупнейшие издания обсуждали планы аннексии Кубы и ее заселения колонистами. Империалистическую политику Вашингтона он бичевал безжалостно.

Революционера возмущали проекты захвата Канады и отторжения новых территорий от Мексики. Для него были отвратительны аргументы о необходимости переселить на захваченные мексиканские земли граждан, недовольных положением дел в Соединенных Штатах. Тем самым предлагалось «успокоить» социальные протесты и притупить остроту проблем в стране.

Как же перекликаются события тех лет с днем сегодняшним! В самом деле, экспансионистские устремления Дональда Трампа налицо. И это все та же метода, какой империалисты США пользовались еще в позапрошлом веке. Суть дела проста: вмешиваться в дела других стран, чтобы обогащать свою олигархию и отвлекать население от социальных проблем.

Видя происходящее, Марти отмечал: интересам извлечения прибыли капитал подчиняет даже самые светлые чувства – такие, как любовь к Родине. «Патриотизм заслуживает восхищения, но он становится язвой, если его превратить в профессию», – писал он о шовинистически настроенных в среде журналистов и политиков США.

С оружием в руках 

24 февраля 1895 года восстание на Кубе началось. Его организации Хосе Марти отдал немало сил. В апреле во главе партизанского отряда он высадился в провинции Орьенте. Почти сразу ему было присвоено звание генерал-майора освободительной армии. Вскоре, однако, кубинский народ понес тяжелую утрату. 19 мая Марти погиб в бою с испанскими войсками у местечка Дос-Риос.

Но борьба с колонизаторами уже развернулась. Созданная Хосе Марти партия повела народ дальше. Во главе восставших встали ветераны Десятилетней войны – Максимо Гомес, Антонио Масео, Калисто Гарсиа.

Испания не уступала. Мадрид перебрасывал на Кубу всё новые и новые силы. Наместником острова был назначен Валериано Вейлер, заслуживший дурную славу кровавым подавлением народных выступлений.

Вейлер был первым, кто ввел концентрационные лагеря. Всем жителям деревень в районах восстания было предписано бросить жилища и собраться вблизи испанских гарнизонов. Люди массово умирали от голода и инфекций. Оставшиеся в деревнях рассматривались как повстанцы. Они подлежали расправе, даже если это были женщины, дети и старики.

Террор не остановил борьбу. Напротив, он мобилизовал народные массы. Остров переходил в руки повстанцев. Испания контролировала лишь укрепленные гарнизоны. Капитуляция была неминуема. Но ситуацией воспользовалась третья сила. Куба оказалась оккупирована американскими войсками.

Проникновение США на остров началось задолго до этого. Оно шло в сахарную и табачную промышленность, железные дороги, торговлю, судостроение. Тот же сахарный тростник с плантаций шел на переработку в Штаты. В 1896 году объем торгового оборота США с Кубы составил 100 миллионов, капиталовложения достигли 50 миллионов долларов.

Видя в колониальных владениях Испании лакомые куски, олигархия Соединенных Штатов стремилась спровоцировать ослабевшую монархию на войну. В 1898 году этого удалось добиться. Война началась. Вашингтон отторгнул у Мадрида Филиппины, Пуэрто-Рико и другие владения. В июне 1898 года подразделения армии США высадились на Кубе. В следующем месяце войска Испании капитулировали.

«Освободители» вели себя как типичные завоеватели. Кубинским войскам было запрещено входить в покидаемые испанцами города. Угрозами и посулами Вашингтон добился роспуска повстанческой армии. Кубинская промышленность окончательно перешла в руки американского капитала.

Только спустя три года после начала оккупации Соединенные Штаты позволили кубинцам составить конституцию и взять курс на провозглашение республики. Однако принятая в 1901 году «поправка Платта» превращала остров в полуколонию. США присвоили себе полицейские функции и право контроля над внешней политикой Кубы.

Вашингтон получал землю под военно-морские базы. Одна из них расположилась в провинции Гуантанамо. С тех пор там заправляют военные и спецслужбы США. В этом месте находится база ВМС и печально известный лагерь для заключенных. Кто, из какой страны и по какой причине окажется узником этого мрачного места, решают люди, действующие от имени правительства Соединенных Штатов. И они не спешат сковывать себя нормами морали, правосудия или прав человека.

20 мая 1902 года состоялось провозглашение Кубы независимой республикой. Но реальное освобождение было еще впереди. Идеи Хосе Марти стали знаменем новых поколений кубинских патриотов.

Завещание Марти

Завещание Апостола независимости сохраняет свою ценность и в наши дни. Чтобы эти слова не прозвучали как лозунг, обратимся к аргументам.

Во-первых, Хосе Марти продемонстрировал важность соединения революционной практики с теоретической разработкой вопросов борьбы за независимость. Он одновременно показывал национальное и социальное значение революционной деятельности.

Во-вторых, по мере становления личности Марти романтический идеализм в объяснении социальных явлений уступал место материализму. Он отмечал, что «жизнь человека и народов основывается на удовлетворении их материальных потребностей». Революционер был убежден, что философия, религия, литература изменяются вместе с условиями жизни людей.

Марти придерживался научной материалистической позиции при объяснении происхождения Земли, человека, природных явлений. «Жизнь возникла из примитивной клетки», а мир «не был сотворен, а является таковым в результате непрерывного развития», – утверждал он во времена, когда теория эволюции еще клеймилась как ересь.

Марти подвергал критике как спиритуализм, так и вульгарный материализм, который сводил психические и духовные явления к примитивным материальным началам. Революционер был глубоко убежден в познавательных способностях человека.

В-третьих, Хосе Марти выступал как решительный критик капитализма. Во многом он размышлял здесь в общей логике с В.И. Лениным. Характеризуя жизнь США, кубинский революционер отмечал в ней такие черты, которые лидер большевизма оценит затем как отдельную стадию капитализма – империализм.

Оценивая быстрый рост экономики Соединенных Штатов, Марти делал вывод: Вашингтон непременно захочет откусить свою часть колониального пирога. И первой жертвой, полагал он, станет Карибский бассейн – Антильские острова, находящиеся «в самом сердце Америки».

Прожив много лет в США, Марти был лишен иллюзий по поводу их «демократии» и «свободы». Он не умалял важность завоеваний американского народа в области политических свобод, но в своей публицистике страстно разоблачал ненасытность и ханжество капиталистов. «Банкиры – это грабители», – говорил он. Указывая на роль финансовой олигархии, автор писал: «Всё в их руках, они всё могут купить».

Со всей страстью Хосе Марти разоблачает «свободную» буржуазную прессу, которая лишь обещает служить обществу. «Печать, на которую наложили руку богатые, за редким исключением, защищает богатых. Голодающий бедняк не находит сочувствия»,  пишет он в статье «Балы, политика и забастовки» в аргентинской газете «La Nación» в марте 1889 года.

В публикации под названием «Нью-Йорк во власти шутов» Марти разоблачал злоупотребления в ходе избирательной кампании, включая прямой подкуп избирателей. Он решительно критикует «коммерческую прессу»: «Они смотрят вверх в надежде получить чаевые. Наружность прислужников и отталкивающая улыбка лакеев!»

Вскрывал Хосе Марти и проявления расизма во всей их неприглядности. «В этой стране, – писал он о США, – верят в несравненное превосходство англосаксонской расы над расой латинской, убеждены в тупости и низости негритянской расы и в неполноценности индейцев».

Разоблачая экспансионизм Вашингтона, Марти подчеркивал: «Разве подлинная свобода допускает подчинение других народов? Разве будут свободны в своей республике сыны Северной Америки, если они откажут в праве иметь свое государство кубинцам? А кубинцы хотят независимости. Отмена рабства не примирила их с Испанией, а, напротив, зародила в их сердцах новую жажду борьбы. Вчерашние рабы сегодня хотят стать хозяевами своей земли, своей жизни, и их слово еще не сказано».

Не питая иллюзий по поводу миролюбия США, Марти призывал кубинцев взять судьбу страны в свои руки. Он указывал, что «зловещие силы, а также завоевательные традиции» толкают Северную Америку на путь агрессии. А еще отмечал, что «республиканский декорум» не мешает США «пуститься на легкомысленные провокации, бахвалиться мощью или разжигать убийственную междоусобицу в нашей Америке». По этой причине, считал Марти, крайне важно единство в «помыслах и устремлениях».

Революционер всегда был верен себе. Он настойчиво повторял, что сменить одного хозяина на другого не значит стать свободным. «Мы ищем не смены формы угнетения, не стремимся заменить хозяина-испанца новым господином в американском мундире», – подчеркивал писатель.

За день до своей гибели в письме мексиканскому другу М. Меркадо Марти отзывался о США как о жестоком, агрессивном и презирающем других Севере. Поэт говорил: «Я жил в чреве чудовища и знаю его нутро». На этом основании он призывал добиться независимости Кубы, «иначе Соединенные Штаты захватят Антильские острова и отсюда обрушатся на земли нашей Америки… Этот путь следует преградить во что бы то ни стало, и мы, кубинцы, загораживаем его своей грудью».  

Оценивая притязания США в отношении Кубы и Антильских островов в целом, Марти утверждал, что, будучи порабощенными, они превратились бы в бастион «американского Рима», в плацдарм войны этой «имперской республики» против всего мира. Будучи же свободными, эти острова «стали бы гарантом равновесия сил на континенте, гарантом независимости испаноговорящей Америки».  

Таким образом, Марти можно считать одним из первых идеологов целенаправленной антиимпериалистической борьбы. Именно в этом ключе он рассматривал суть национально-освободительного движения. Такова нить, протянувшаяся от него к Ленину и большевикам. Сам же Ленин начинал отсчет империалистической стадии капитализма с Американо-испанской войны 1898 года.

Пласты времен

Хосе Марти посвятил себя сражению за свободу Кубы и Латинской Америки. Он хорошо понимал место этой борьбы в мировых процессах. Видя дальше многих, он предвидел ту роль, которую в революционных процессах на нашей планете предстояло сыграть России. В каком-то смысле это также сближает две исторические фигуры  Владимира Ленина и Хосе Марти.

В 1888 году в Нью-Йорке проходила выставка картин Василия Верещагина. Описывая полученные впечатления, Марти написал статью, где отмечал: «Русский народ несет с собой обновление. Патриархальный, наивный как дитя, возвышенный духом, он то камень, источающий кровь, то крылатое существо с каменными когтями. Он умеет любить и умеет разить насмерть… В русском есть яркость и страстность, рокот гнева и шепот неги, душевная открытость и сила».

Хосе Марти проявлял огромный интерес к событиям в нашей стране и русской культуре. Об Александре Пушкине он отзывался так: «Пушкин воистину поэт России, этой гордой и почти неизвестной страны… народ, который он пробудил, стал действительно народом». Сам Марти сыграл особую роль в том, чтобы кубинский народ состоялся как нация.

Наследие Хосе Марти продолжает вдохновлять борцов с империализмом. В Конституции Кубы его идеи закреплены в качестве руководящей основы государства наряду с марксизмом-ленинизмом. Имя героя носит кубинская пионерская организация. Памятники в его честь можно встретить на Острове Свободы повсеместно.

Один из знаковых монументов находится в самом центре Гаваны. Он является частью мемориального комплекса на площади Революции, основу которого составляет музей, посвященный Хосе Марти. Именно здесь 1 мая 2019 года И.И. Мельников вручал Раулю Кастро Ленинскую премию Центрального Комитета КПРФ. Церемония была проведена сразу после окончания грандиозной первомайской манифестации.

Затем состоялось наше неформальное общение с руководителями Кубы. Среди прочего товарищ Рауль развернуто высказался по украинской теме. Должен признать, что он впечатлил нас своими познаниями российской истории. Сегодня найдется крайне мало западных политиков, столь же сведущих в этих вопросах. Внимательно исследовать проблему – это тоже один из заветов Хосе Марти.

Великий революционер и писатель в строю и сегодня. О его вкладе в независимость Родины каждый кубинец знает с раннего детства. Пример Марти укрепляет в народе чувство причастности к судьбе страны. Так формируется кругозор целой нации. Он позволяет видеть за горизонт, понимать тесную связь происходящего с твоей страной и твоей семьей с большими историческими процессами.

Формировать столь широкий угол зрения помогает система образования и воспитания, созданная на Кубе. Разумеется, она складывалась под воздействием примера и опыта, накопленного в СССР. Что ж, вот вам еще один повод вспомнить о нашем великом советском образовании…

На исходе января в Гаване, на международной конференции, посвященной Хосе Марти, из уст ораторов звучали важные слова о значении исторического сознания. О его роли в судьбе народов мы размышляли и во время беседы с Эстебаном Ласо, председателем Национальной ассамблеи народной власти Кубы. Спустя два дня некоторыми идеями о способности народов чувствовать пласты времен я поделился с участниками Международного парламентского форума, который состоялся там же  в Гаване.

Действительно, чувство истории помогает народам справляться с самыми большими трудностями, преодолевать любые санкции и угрозы, давление и шантаж. Вот и наша страна не раз переживала самые разные санкции. После Великой Октябрьской социалистической революции Советская Россия во главе с В.И. Лениным выдержала иностранную интервенцию и жестокую блокаду. Но победа пришла, ибо народ смог считать большие смыслы с огромного полотна Истории. Он сознавал, во имя чего развернулась та великая борьба.

Всенародный выбор в пользу социализма ярко проявился в годы смертельной схватки с гитлеризмом. Враг отнял у нас миллионы жизней, но мы победили. Для того, кто это знает, будет понятно многое. Будет ясно и то, что тысячи санкций Запада против России – далеко не самое страшное, что может случиться с народом, бросающим вызов мировому капиталу.

Империалистам Запада стоило бы знать, что их враждебность не в состоянии запугать целые нации. Поставить на колени Россию, Китай, Кубу, другие народы мирового большинства не удастся. С блокадами гегемонистов можно справиться, если у тебя есть воля и готовность сражаться за справедливый мир.

Да, олигархический капитал планеты любит объявлять санкции. Но ему не достичь столь желанного господства, делая своими противниками целые народы. В ХХ столетии при активном участии СССР эти народы сбросили ярмо колониального гнета. И повторения темных времен они не хотят.

Свою свободу и право на развитие народы будут защищать. На это их вдохновляет пример борцов за светлые идеалы былых времен. Таково лучшее доказательство: жертвенность героев была не напрасна. Их подвиги напоминают нам, что к победе ведет чистота целей, упорство и солидарность.

Давно замечено, что борцы за социальную и национальную свободу мыслят и действуют в унисон. В Политическом отчете ЦК КПРФ XVIII съезду партии Г.А. Зюганов отмечал: «Мы родились и выросли на прекрасной героической земле. Эту землю нельзя не любить. На ней стоит жить и умирать. За нее стоит сражаться. Во имя ее стоит строить и созидать, складывать головы и побеждать. Она научила нас главному: мечтать о справедливости и бороться за ее торжество, не примиряясь со злом. Она делала нас способными уступить, но не сдаться, отступить, но не предать, потерять, но набраться сил и вновь пойти в бой. В бой за правду, за соленый пот трудового люда, за человеческое достоинство, за право делать мир добрее, честнее и красивее. Ее правда делала нас коммунистами. Ее восприятие мира делало нас марксистами. Ее мудрость и сила делали нас ленинцами».

Прозвучали в докладе и другие важные слова: «Впереди у нас еще много работы. Вместе с друзьями и союзниками мы будем бороться, преодолевать и побеждать. Мы не сложим оружия правды перед коварством подлости, пошлости и ненависти. Мы продолжим сражаться за Советскую Родину – устремленную вперед державу добра и справедливости, человечности и прогресса. Мы не устанем и не остынем, не остановимся и не отступим в борьбе за достойную жизнь каждого труженика, каждого гражданина нашего великого Отечества».

Нет никаких сомнений в том, что эти слова были бы очень понятны и близки Хосе Марти – великому кубинскому революционеру, апостолу независимости, сложившему голову за право каждого народа быть свободным, за торжество социальной справедливости.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.